В начале ХХ века гениальный искусствовед и эстетик Г.Вельфлин указал, что существуют всего 2 (!) основных типов художественного творчества — пластицизм и иллюзионизм.
Все зависит от того, что Вы делаете с основой — материалом.
Пластицизм — максимальное выявление свойств материала.
Иллюзионизм — его максимальное изменение свойств!
Классические в своей простоте использования каменных плит древнеегипетские пирамиды — пластицизм!
Превращение плотного камня в кружево резьбы в Нотер Дам де Пари — иллюзионизм!
Другой выдающийся представитель области художественного творчества У.С.Моэм (автор романа, по которому был снят популярный фильм с В.Артмане «Театр») указывал, что в творчестве нельзя быть правдивым, ибо это притворство, но необходимо выглядеть правдивым!
Фокус (извините — после иллюзионизма!) в том, что ландшафтный дизайн пользуется самым естественным материалом!
Все остальное — холст и краски в живописи, металл в скульптуре, камень и дерево в архитектуре — уже проходит перед тем, как попасть в руки художника, ту или иную обработку!
Так что в ландшафтном дизайне все оказывается сплошной иллюзионизм!
Примером «пластицизма», то есть нетронутой естественности, в ландшафтном дизайне должен считаться «естественный сад». Существуют два основных подвида этого типа сада — азиатский — японский и европейский — английский или сентиментальный. История этих двух типов тесно связана, но мы сейчас ограничимся одной историей. Классическим примером сентиментального является парк в Павловске под Петербургом. При всей его внешней естественности во время экскурсии по комплексу Вам обязательно расскажут о том, как при создании самых красивых участков легендарный декоратор П.Г.Гонзага шел по зарослям с двумя учениками, каждый из которых нес по ведру с белой и черной краской, и отмечал — черной краской — вырубать белой краской — оставлять! То есть самые естественные участки в ландшафтном дизайне все равно должны быть сделаны!
При этом ландшафтный дизайн неожиданно перекликается со скульптурой, которая по технологии разделяется на «убавление» — естественные материалы — камень, то же дерево, и «прибавление» — искусственный материал — металл (даже на основе модели из глины или воска!).
Вызывает большой комплекс вопросов отношение ландшафтного дизайна к временному аспекту..
И.Г.Лессинг в ХУШ веке разделил виды художественного творчества по степени изменчивости во времени на собственно пластические (изобразительные) и временные. А как быть с ландшафтным дизайном?
Выдающийся критик А.Н.Бенуа в своих Воспоминаниях приводит такой пример. В 1930-е годы проводилась реконструкция парковых комплексов окрестностей Ленинграда — Петербурга, представляющих собой классический пример «геометрического стиля». Работами руководил крупнейший знаток садлового искусства В.В.Курбатов, бывший коллега А.Н.Бенуа по журналу «Столица и усадьба». А.Н.Бенуа в это время уже был в эмиграции в Париже и оттуда с возмущением писал о том, что, вернувшись к исторической достоверности, В.В.Курбатов убрал те характерные наслоения, позднейшие случайные приобретения, которые составляли своеобразие, лирическое нарушение помпезности императорских садов!
Кто прав?
С одной стороны — садоводы гордятся, если в тот или иной комплекс входят деревья, которым 200, 300, 500 лет. С другой стороны — если на участке сажается сосна, нужно представить себе, какой она будет через 10, 20, 50 лет, и надо ли Вам это! …
Или, например, деталь, которая способна придать комплексу ландшафтного дизайна совершенно иное звучание.
В начале ХХ века в Европе получает необычайное распространение японская культура. Поставьте в «японском саду» беседку или даже просто скамейку «модерна» — Вы получите совершенно другую временно- стилистическую привязку!